USD 94,07 (+0,85) EUR 99,93 (-1,30) Нефть 93,51 (-1,27%)
Вход|Регистрация

Законопроект ЦБ о введении обязанности банков отказывать подозрительным клиентам застрял из-за FATF

Banki.ru | 7 апреля 2015 г. 9:02 | 156 просмотров

Законопроект Центробанка о введении обязанности банков отказывать сомнительным клиентам в обслуживании застрял из-за возникших сложностей с межправительственной организацией FATF (Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). В FATF обеспокоены рисками нарушения прав клиентов, пишут "Известия".

Как сообщалось, ЦБ и Росфинмониторинг разработали поправки в 115-ФЗ, намереваясь ввести обязанность отказывать в обслуживании клиентам, чьи операции подпадают под категорию высокорискованных. Однако этот законопроект в ближайшее время не будет внесен в Госдуму, рассказал газете Павел Ливадный, замдиректора Росфинмониторинга, перед которым банки отчитываются по 115-ФЗ. "Потребовалось согласование документа с FATF. Она настаивает на том, что не должна снижаться доступность финансовых услуг для потребителей и действующее сейчас право банков отказывать клиентам не должно становиться безусловной обязанностью (особенно когда нет очевидных рисков обслуживания клиентов). В идеале — чтобы списки высокорискованных клиентов на добровольной основе составляли банковские ассоциации для своих участников-банков. Поэтому форсировать принятие законопроекта не нужно", — сказал Ливадный.

Источник, близкий к ЦБ, сетует, что в условиях кризиса банки не слишком рьяно стараются следовать нормам антиотмывочного законодательства. Логика банков, которые не желают расставаться с клиентами, понятна, ведь средства клиентов являются чуть ли не главным источником ликвидности в условиях закрытых зарубежных рынков капитала (ЦБ тщательно фильтрует круг банков, которым предоставляет кредиты), продолжает собеседник. Игнорирование свежих рекомендаций может обернуться для банков ростом числа внеплановых проверок со стороны ЦБ — с 2013 года ЦБ увеличивает число внезапных визитов в банки, о чем заявлял в прошлом году зампредседателя ЦБ, глава главной инспекции регулятора Владимир Сафронов.

На этом фоне ЦБ на прошлой неделе разослал банкам настоятельные рекомендации более активно пользоваться правом на отказ в проведении операций клиентов и на расторжение с ними договоров. Регулятор в своем письме (копия есть у "Известий") напомнил банкам, что по действующему антиотмывочному законодательству основанием для отказа в проведении операции является предоставление гражданином или компанией неполного пакета документов — в частности, о бенефициарах и выгодоприобретателях.

Как указывает ЦБ, "банки не должны пренебрегать" своим правом на отказ клиентам "в целях недопущения нарушений требований пп. 3 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ" (статья антиотмывочного закона о ежегодном обновлении информации о клиентах). По законодательству банки должны не реже одного раза в год обновлять сведения о розничных и корпоративных клиентах (или не позднее семи дней после возникновения подозрений по поводу законности операций клиента).

Регулятор указывает, что банки должны использовать все возможные способы для обновления информации о клиентах, а если не получается — прекращать обслуживание клиента. ЦБ подчеркивает, что после двух отказов в проведении операции банку следует прекратить обслуживание клиента. Банки получили такое право в июне 2013 года (в рамках поправок в антиотмывочный 115-ФЗ), но, судя по официальной статистике, на практике его использовать не спешат.

Павел Ливадный сообщил, что сейчас банки ежегодно отказывают в проведении операций 30 тыс. клиентов, случаев прекращения их обслуживания — в 10 раз меньше. Сейчас у банков нет обязанности отказывать подозрительным клиентам в совершении операции, открытии счета или вклада — есть право.

Опрошенные банкиры по поводу отказов клиентам говорят, что не проявляют активности из-за трудоемкости процедуры такого отказа: банк должен убедительно доказать, что клиент не предоставил достаточной информации о себе. Это в том числе распечатка всех телефонных разговоров с клиентом, документы, фиксирующие факт его обращения в банк, и все бумаги, которые были предоставлены банку, копии запросов от банка клиенту с требованием предоставить недостающие сведения, фиксация времени ответа клиента (у него по закону есть три дня, чтобы направить в банк запрошенные сведения). Отказники при этом все равно находят альтернативу, отправляясь, например, из мелких в крупные банки (топ-100 по активам). Там большой поток клиентов, сотрудники подразделений финмониторинга физически не успевают обработать обращения, а степень концентрации их внимания снижена, отмечает издание.

Ваш комментарий

 
Variti. Защита от DDoS атак и ботов