Банки по очереди отказываются от подозрительных клиентов
Банки стали чаще блокировать счета малого бизнеса. Получив данные друг от друга, они по очереди отказываются от подозрительных клиентов, пишут "Ведомости" со ссылкой на исследование сервиса "Поток" (входит в "Альфа-групп").
В 2017 году число предпринимателей, столкнувшихся с такой проблемой, выросло на 25%, счет был заблокирован почти у каждого десятого такого клиента Альфа-Банка. В 2014 году их было лишь 6%. Рост числа блокировок счетов — самая актуальная проблема, подтверждает омбудсмен по защите прав предпринимателей в финансовой сфере Олег Иванов.
Проблема касается компаний из всех секторов, но чаще банки блокировали счета предпринимателей из сферы здравоохранения (12,5%). Поводы разные, говорится в исследовании: например, компанию, занимающуюся обработкой металла, банк заподозрил в продаже лома (в этой сфере велика доля черного нала). А у владельца строительной компании банк заблокировал счет после перевода между счетами бизнесмена как индивидуального предпринимателя и его компании. Владелец оптовой базы цветов перевел 200 тыс. долларов транспортной компании, и банк заблокировал счет.
Банки блокируют счета, если заподозрят клиентов в легализации преступных доходов. Нестандартные ее способы перечислены в рекомендациях ЦБ. Чаще у клиентов проблемы с "транзитными операциями", говорит сотрудник банка топ-50: если компания почти не платит налоги, а по счету проходят большие обороты.
Минимальные налоговые отчисления по рекомендациям ЦБ — 0,9% от оборота, напоминает представитель Альфа-Банка. Со II квартала 2017 года число блокировок счетов выросло, указывает он: банки получили списки клиентов от ЦБ и начали обмениваться данными об отказах в операциях с другими банками.
Если операция сомнительна, банк может заблокировать счета, а если клиент объяснит происхождение средств, операции будут возобновлены, отмечает представитель ВТБ. Сотрудники сначала анализируют операции, запрашивают документы и иногда выезжают на проверку, рассказывает представитель Альфа-Банка, но даже с заблокированным счетом можно распоряжаться деньгами через платежные поручения. Однако клиенты банков работой проверяющих недовольны, говорится в исследовании: один из них жаловался, что сотрудники банка требовали раскрыть коммерческие секреты без доказательства нарушений.
ЦБ роста числа отказов в проведении трансакций не отмечает, указывает его представитель, но понимает опасения бизнеса и работает с банками для сокращения "автоматических" отказов без реальной оценки добросовестности клиентов. ЦБ уже выпустил письмо, что банк не может отказать в операции только потому, что ранее это сделал другой банк. Представитель Росфинмониторинга не ответил на запрос.
Ваш комментарий