USD 71,58 (-0,01) EUR 83,78 (+0,67) Нефть 45,22 (-0,04%)
Вход|Регистрация

"Тинькофф Инвестиции" составили портрет современного розничного инвестора

Bankir.ru | 14 февраля 2020 г. 13:20 | 66 просмотров

Средний возраст российского розничного инвестора составляет около 35 лет, и мужчин среди них в несколько раз больше, чем женщин. Об этом говорится в исследовании платформы "Тинькофф Инвестиции", составившей портрет современного российского розничного инвестора на основе данных 200 тыс. своих пользователей.

Больше половины инвесторов в "Тинькофф Инвестициях" (55%) — это молодые люди в возрасте 28—38 лет (при этом в Европе и США, по оценкам аналитиков сервиса, большинство инвесторов составляют люди в возрасте от 40 лет). Доля инвесторов в возрасте 38—48 лет составляет 24%. На инвесторов в возрасте 18—28 лет в группе "Тинькофф" приходится 15%, на категорию 48 лет и старше — 6%.

Мужчины составляют 86% пользователей "Тинькофф Инвестиций", а женщин-инвесторов, соответственно, 14%. Замужем или женаты 48% инвесторов. У 72% нет детей. Один ребенок в семье есть у 19% инвесторов, двое и больше — у 9%.

У инвесторов, состоящих в браке или имеющих детей, наблюдаются более низкие аппетиты к инвестиционному риску.

Неполное высшее или высшее образование (в том числе более одного) есть у 83% инвесторов, а 1,5% пользователей обладают ученой степенью. Клиенты только с начальным или средним образованием составляют 15,5%.

Руководящие должности в компаниях занимают 23% инвесторов; 47% пользователей трудятся на позициях среднего уровня. Еще 16% составляют индивидуальные предприниматели, а 13% не имеют официального места работы. Среди клиентов "Тинькофф Инвестиций" есть и пенсионеры (1%).

Доход в 100—500 тыс. рублей в месяц имеют 38% инвесторов. Свыше 500 тыс. в месяц зарабатывают 2% клиентов "Тинькофф Инвестиций", а 50—100 тыс. получают 37% пользователей. У 17% клиентов ежемесячный доход составляет 20—50 тыс. рублей, у 6% — до 20 тыс.

Исследование показало, что 92,5% клиентов "Тинькофф Инвестиций" обладают консервативным подходом к инвестированию и придерживаются стратегии buy & hold, то есть не торгуют часто и много, а формируют инвестиционный портфель на комфортную для себя сумму и хранят его в течение долгого времени. При этом они постепенно пополняют брокерский счет и докупают другие активы, диверсифицируя портфель.

Умеренное отношение к риску показали 6,5% клиентов "Тинькофф Инвестиций", агрессивный риск-профиль — у 1%. Большинство клиентов (98,1%) совершают сделки только на собственные средства (не пользуются маржинальной торговлей).

Большинство инвесторов (86%) совершают до пяти сделок с ценными бумагами в месяц. От десяти до ста сделок в месяц совершают 13% клиентов. Спекулятивной стратегии инвестирования с количеством сделок свыше ста в месяц придерживается 1% инвесторов.

Около 50% инвесторов держат в своем портфеле в среднем пять уникальных бумаг, у 24% клиентов в портфеле от пяти до десяти активов, у 18% — 10—20 позиций, у 8% — свыше 20 активов разных видов.

Чаще всего у клиентов "Тинькофф Инвестиций" открыт только брокерский счет — таких пользователей 84,5%; только индивидуальный инвестиционный счет открыт у 1,5% клиентов. Сразу оба счета есть у 14% клиентов.

В среднем портфеле розничного инвестора представлены:

зарубежные акции — 36%; российские акции — 24%; российские облигации — 15%; зарубежные облигации — 3%; денежные средства — 12%; ETF — 6%; ноты и прочее — 4%.

Инвестиционные предпочтения женщин и мужчин в зависимости от инструментов различаются. Так, женщины чаще предпочитают акции российских компаний (25% от объема среднего портфеля, а у мужчин — 22%). Мужчины чаще вкладываются в зарубежные акции: 35% в среднем портфеле против 26% у женщин.

Такая же ситуация с облигациями: российские бумаги чаще покупают женщины (20% от объема среднего портфеля против 15% у мужчин), зарубежные — мужчины (2,8% от объема среднего портфеля против 2,4% у женщин).

ETF (зарубежные инвестиционные фонды) пользуются б о льшим спросом у женщин (7,2% от объема среднего портфеля), чем у мужчин (6,5% в портфеле). Различается и отношение денежных остатков на брокерских счетах к объему портфеля: у женщин — 18,5%, у мужчин — 16,5%.

Российские акции наиболее популярны у аудитории в возрасте 48 лет и старше (25,7% от объема портфеля в этой категории), акции зарубежных компаний — у инвесторов в возрасте 18—28 и 28—38 лет (по 36% от объема портфеля для каждой категории).

Российские и зарубежные облигации наиболее популярны у клиентов старше 48 лет: 24% в объеме среднего портфеля, из них 65,5% приходятся на корпоративные облигации, остальное — на федеральные и муниципальные.

ETF больше всего востребованы у клиентов 18—28 лет (8,5% от объема портфеля).

В список самых популярных у инвесторов секторов экономики входят:

финансы — 15% в объеме портфеля; энергетика — 14,5%; телеком — 12%; IT-отрасль — 10%; горнодобывающий сектор — 8%; государственные бумаги — 7%.

При этом у инвесторов, которые вкладывались в активы в рамках "Тинькофф Коллекций" (готовых тематических портфелей ценных бумаг, акций и облигаций), список самых популярных активов по коллекциям выглядит иначе:

"Российские акции"; "Акции IT-компаний"; "Американские акции"; "Рублевые облигации"; "Долларовые облигации"; "Гособлигации" (ОФЗ).

В прошлом году 75% клиентов "Тинькофф Инвестиций" имели в портфеле хотя бы одну зарубежную ценную бумагу. Самыми востребованными активами по объему портфеля на конец 2019 года стали:

Boeing ; Yandex ; "ЛУКОЙЛ" ; "Газпром" ; Amazon ; Apple ; Сбербанк — обыкновенные акции ; Сбербанк — привилегированные акции ; Microsoft ; облигации федерального займа.

Самыми популярными активами по количеству клиентов, которые в течение 2019 года хотя бы раз купили или продали бумагу, стали:

Yandex; "Газпром"; Сбербанк — обыкновенные акции; Сбербанк — привилегированные акции; "АЛРОСА" ; "Детский мир" ; "Аэрофлот" ; "ЛУКОЙЛ"; ВТБ ; МТС .

По результатам 2019 года 80% активных клиентов "Тинькофф Инвестиций" получили положительную доходность от инвестирования. В 56% сделок инвесторы выходили в плюс. У большинства инвесторов (59%), заработавших в 2019 году, доход в абсолютных значениях составил до 30 тыс. рублей. Доход в 30—100 тыс. рублей получили 24% пользователей сервиса, более 100 тыс. — 17%.

Среди тех, кто по итогам 2019 года оказался в минусе (20% активных инвесторов), более половины провели менее десяти сделок за время пользования сервисом. "Это говорит о том, что зачастую начинающие инвесторы довольно быстро теряют интерес к инвестированию, если первый опыт оказывается неудачным", — заключают в "Тинькофф Инвестициях".

Информация о банках

ВТБ

По данным BankoDrom.ru на 1 июля 2020 г. активы-нетто банка "ВТБ" составляют 15,5 трлн. рублей (2-е место в Российской Федерации), собственный капитал (ф. 123) — 1,7 трлн. рублей (2-е место по России), кредитный портфель — 10,4 трлн. рублей (2-е место), привлеченные средства физических лиц — 4,3 трлн. (2-е место по РФ).

Сбербанк

По данным BankoDrom.ru на 1 июля 2020 г. активы-нетто банка "Сбербанк" составляют 31,1 трлн. рублей (1-е место в Российской Федерации), собственный капитал (ф. 123) — 4,6 трлн. рублей (1-е место по России), кредитный портфель — 21,5 трлн. рублей (1-е место), привлеченные средства физических лиц — 13,9 трлн. (1-е место по РФ).

Тинькофф Банк

По данным BankoDrom.ru на 1 июля 2020 г. активы-нетто банка "Тинькофф Банк" составляют 706,8 млрд. рублей (16-е место в Российской Федерации), собственный капитал (ф. 123) — 119,5 млрд. рублей (14-е место по России), кредитный портфель — 395,5 млрд. рублей (19-е место), привлеченные средства физических лиц — 383,7 млрд. (10-е место по РФ).

Ваш комментарий